Пейзаж: обработка на примере
Весьма актуальный вопрос для любого фотографа, снимающего на «цифру» — это постобработка. Если речь идет о художественной фотографии, в частности — пейзаже, то тут, конечно, вкус — главенствующее чувство, руководящее процессом. Нет каких-либо однозначных правил законов. То есть, есть рекомендации, которых стоит придерживаться, но все гораздо свободней, чем, например в коммерческой фотографии.
Тут я сразу обмолвлюсь, что кадр, который фигурирует здесь, не самый удачный. Но как-то в процессе обработки я стал ентот самый процесс документировать, и оный кадр стал сам по себе темой поста. Вообще, в пейзажной фотографии мне очень нравятся «живые» кадры, не замученные графическими редакторами. И сам я для себя придерживаюсь «политики невмешательства», точнее — минимально возможного вмешательства. Надо понимать, что кадра «без обработки» вообще не существует. Если вы сняли кадр на цифру, то изображение уже прошло ряд преобразований, следовательно — обработано. Снимок, сделанный на пленку ровно также обработан — на пленке, после срабатывания затвора, произошли химические процессы, запечатлевшие картинку в искусственно созданном специалистами цветовом решении. Изображение, выводимое на монитор (не калиброванный) также претерпевает изменения — одним словом, не эталонно. Это я к тому, что мне часто задают вопрос, смотря мои фотографии: «А это фотошоп?». Разумеется, фотошоп! Важно не то чем обработали, а то как соблюсти меру.
Для меня пейзажная фотография — средство передать чувства и эмоции, полученные в единении с природой. Фотография после обработки может и не походить на исходник, да и, как правило, не походит. Все-таки, мне важнее передать именно впечатление, чувство, нежели просто объективную реальность. В этом для меня скрыт весь пейзаж.
Ну да ладно, что-то я много разглагольствую. Давайте к практике!
Вот такие снимки вышли:
- 18 mm - f/13 - iso 100 - 1-1,6 sec*
Вся загвоздка в том, что градиентный фильтр зимой я про..терял зимой, пока съемок не было. Ну, а новый перед поездкой не досуг обрести было. Будет работать с брекентингом, т.е. несколькими кадрами, сделанными с разной экспозицией.
Кидаем равки в фотошоп, открывается встроенный Camera RAW. В принципе, двух кадров в этой сцене можно и не использовать, перепад яркостей не слишком высокий, можно и «вытянуть» небо. Но мы же легкий путей не ищем! И для наглядности берем два кадра с узкой вилкой: с экспозицией 1 секунда и 1.6 секунды. Разница в 2/3 ступени.
При проявке баланс белого на обоих снимках я уравнял, чтобы в последствии не было разницы в температуре света. На темной фотографии я немного прибрал экспозицию, на 1/3 ступени, увеличив тем самым общую разницу между снимками до 1 ступени. Все остальное — по мелочи: Highlights -10 для притенения ярких пятен в небе, чуть-чуть контраста и локального контаста (Clarity). На втором, «светлом», кадре — все по «0». На обоих кадрах отключен шумодав, включена автоматическая коррекция геометрии (снимал на Tamron 17-50).
Вот такие близнецы выходят:
Оба кадра сливаю в один файл, темный — поверх светлого. Делаю маску на темном — кликаем с зажатым Alt
на иконке:
Маску проявляю градиентом по вкусу:
Выравниваю горизонт:
Кривыми в режиме наложения Luminosity чуть-чуть прибираю света, и так же чуть-чуть увожу вниз глубокие тени:
Дальше камешкам на переднем плане добавляю рельефа и фактуры за счет поднятия локального контраста. Такая фишка еще именуется HiRaLoAm (неблагозвучно, согласен! — High Radius Low Amount), то бишь задаем невысокое значение степени воздействия при довольно высоком радиусе. Хорошо помогает для выделения средней и крупной фактуры объекта.
Создаю копию слоя (Ctrl-J) и на ней применяю фильтр Unsharp Mask со следующими параметрами:
Ко всему кадру применять это не надо, поэтому проявляю эффект по маске на переднем плане и горах на заднем плане:
Ретуширую фото. Не знаю, правильно это или нет, но мне часто приходится ретушировать пейзажные снимки. Как минимум, от пыли. В этом случае — я убрал все камешки, отрезанные кадром. Ну как-то не эстетично смотрелось. О композиции этого снимка вообще можно долго спорить. Не знаю удачная она, или нет. Как-то все влево уводит взгляд, но в целом — интересно выглядит.
Работаю на копии слоя в основном Clone Tool, Patch и изредка — Content Aware Move.
Повышаю цветовую насыщенность. Не буду вдаваться в подробности, а лучше отошлю по ссылке. Прекрасная статья, и доходчиво написанная. Я частенько пользуюсь его экшенами. Напоследок - ресайз в режиме Bicubic в веб-размер и шарп. Резкость повышать можно опять же, по вкусу. В общем случае я пользуюсь экшеном Паши Косенко, немного переделанным.
Итоговая картинка:
Надо сказать, что это лишь вариант обработки. Каждый видит и воспринимает изображение по-своему. В своем видении, я донес то, что хотел передать в кадре. По мне так нравится в этом варианте, но разумеется, можно и еще «покрутить». Здесь все довольно просто: карточка изначально нравится, нет сложностей в проявке и больших «бутербродов» в ФШ.