Музеи Павловского Посада
Нет сейчас у меня возможности ездить по дальним городам и странам и радовать читателей блога новыми статьями. Но и не дома же все время сидеть, и в прошлые выходные довелось побывать в Павловском Посаде.
Не знаю, у кого как, а у меня этот город всегда ассоциировался с платками. Так оно и есть, павлопосадские платки — гордость города. Конкурент им разве что не менее известные оренбургские платки.
В самом Павловском Посаде делать нечего, да простят меня горожане.
Морозно и снежно. Кот на вахте, что ему еще делать?
Есть такой «Музей платка и шали», в него в первую очередь мы и заглянули.
У музея есть сайт.
Здесь можно пройтись и посмотреть экспозицию от основания и нынешних дней. Мы посетили музей без экскурсии, поэтому рассказать что-то я едва ли смогу. Да и с экскурсией вряд ли бы смог — редко я запоминаю все подробностях.
Историю мануфактуры можно прочесть на сайте.
«С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветки». «Цветки" резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, причем каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было более трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный таким образом контур накладывали на отдельные доски.
Поскольку изготовление «цветок» и «манер» на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части, от 4 до 24 в больших шалях со сложным узором. Эти шали имели, как правило, и сложный колорит в 16 и более цветов. Таким образом, для набойки платка требовалось порой более 400 наложений досок. Определенная сложность заключалась в обязательном совмещении отдельных частей узора. Рисунки, как правило, были очень устойчивы, и набивные доски порой использовали десятки лет, при необходимости подновляя или повторяя.»
«С 1970-х годов значительная часть платков набивается иным способом. При этом принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать по шаблону позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать на ткани тонкий изящный контур, весьма точно совмещать отдельные элементы рисунка, облегчает контроль и повторяемость цвета, что в целом значительно снижает брак печати. Изменение технологии в первое время сказалось на характере рисунка.»
Как понимаете, это очень кропотливый труд.
Есть платки на исторические темы.
м.Кропоткинская
Большой театр:
Вообще, платки ранее использовались не только как одежда: на них печатали карты городов, инструкции. Весьма практично!
Вот пример - инструкция к винтовке:
А это — юбилейный платок:
Следующий музей — краеведческий.
Чего-то сверхинтересного здесь нет, специально сюда ехать не стоит. Но, мне кажется, он стоит того, что бы зайти в него если окажетесь в Павловском Посаде.
Интересные модели русских домов:
Интересные тем, что можно засунуть внутрь объектив и посмотреть, что же там:
Есть еще экспозиция платков, но этого уже в предыдущем хватило.