Филиппины. Острова Бохол и Панглао.

За один день нам надо было добраться из Гонконга до гостиницы на острове Панглао. Дело вроде не хитрое, но оказалось очень затратное по времени... Утром, с небольшим опозданием, около 10 утра, мы вылетели прямым рейсом из Гонконга в Себу. Три часа полета, довольно быстрый паспортный контроль, выходим на улицу и нас обдает тропическим жаром. Солнце в зените, температура около +30 – после прохладного Гонконга нам еще стоит привыкнуть. По старой привычке, я не стал искать такси у аэропорта. Хотя это стоило сделать, только брать надо не желтое такси (у них конские ценники), а белое, которое находится у здания выше – к ним надо подняться по лестнице. У белых такси нормальные ценники, надо договариваться ехать по счетчику. Мы же сразу окунулись в мир Филиппин и запрыгнули маленький тесный «джипни» – филиппинскую разновидность маршрутки на базе длинного старого Jeep Wrangler. Сколько человек набивается в этот транспорт – никому не ведомо, забился он до отказа и мы ехали с рюкзаками в обнимку. Для супруги, это, конечно, был культурный шок – стоило с этим повременить :)

Путь от аэропорта до морского вокзала у нас оказался очень длинным: сначала мы доехали до пригорода Себу, города Мандауэ, покушали. Оказалось, что на месте поймать такси едва ли возможно из-за больших очередей у торгового центра. Представляете, очередь на такси! Впрочем, такси мы поймали, но несколько позже. По пути пришлось заехать в обменник, собрав все пробки большого города. К морскому вокзалу мы приехали затемно...

Как-то так вышло, что ровно в этот день все народонаселение Филиппин рвануло на острова – Крисмас же на носу! В этот момент я был на грани фола, черт возьми. Взор супруги мог прожечь меня насквозь в любой момент, но я, как прожженный турист, не мог заставить себя волноваться в этот момент – и не в таких переделках бывал. Стоит ли попусту волноваться? Билеты в кассе удалось взять хоть и не на тот паром, что я рассчитывал, но даже на более комфортный. Через полчаса ожидания и толкотни мы отчаливали в холодильнике бизнес-палубы...

Я ярый противник пакетов «все включено» – да разве ж это отдых для людей безумных отважных и инициативных? Нет, много интересней самому поездку спланировать и организовать. Конечно, не без косяков выходит! Но именно эти косяки надолго и ярко запоминаются, над ними потом можно просто посмеяться. Такие ситуации в поездке заставляют быстро соображать и находить выходы и включать смекалку, особенно когда вокруг люди, не понимающие твоего языка. И, порой, английского тоже.

Что же было дальше?.. В тот день мы все-таки успешно доехали до Бохола, сели на местную разновидность «тук-тука» - трицикла, и доехала до отеля. Отель, до сказать, тоже у нас непростой был. За него сказать надо, что отель держали одесситы - не разумею, можно ли назвать их бывшими, но они явно крепко осели на земле филиппинской. Этот отель я выбрал лишь потому, что он был недорог, и была бесплатная отмена бронирования даже в день заезда (это нужно было на случай непредвиденных обстоятельств). Иных отелей и гестхаусов на букинге практически не было. Искать жилье на месте той ночью было бы травмоопасно, учитывая настроение супруги :)

На следующий день, мы выспались за всю хурму, арендовали скутер и поехали исследовать острова. Первым делом – Панглао.

Панглао – остров маленький, исследовать на нем особо нечего. Зато по соседству с Панглао есть большой остров Бохол – он несколько интереснее. На скутере одно удовольствие ехать по рельефным дорогам этого острова. Часть пути проходит в приятной тени лесов:

Проезжаем реку Ломбок:

А потом «A man made forest»:

Еще каких-то двадцать километров, набор высоты, и мы приезжаем на местную достопримечательность – «Шоколадные холмы»:

Место очень раскрученное, о нем можно найти много упоминаний в путеводителях. На деле, все эти холмы – большие зеленый пупыри, результат поднятия дна морского и последующей его эрозии.

Туристическая ценность этого объекта под сомнением. По моему мнению, есть лишь один весомый аргумент «за»: помимо «Шоколадных холмов» особых достопримечательностей нет. То есть, если вы не дайвер и на месте сидеть не любите, то стоит сюда съездить, чтобы со скуки не помереть.

Чего на острове действительно порой завораживает – это буйная тропическая природа. Местами. Местные жители не особо заботятся об окружающей среде. Кое-где может быть грязно, совершенно не обустроено. Зато виды – что надо:

Аборигены в большинстве ведут классический тропический образ жизни: растят рис, детей и предаются безделью.

Рис, как водится, везде:

Наверное, стоит упомянуть про море?.. Филиппины – островные государство, состоящее из более, чем 7000 островов - знают ли сами филиппинцы какие острова их, а какие - не их? Моря здесь много, оно – везде. Вероятно, есть где-то на Филиппинах приятные пляжи, подобные белоснежным пляжам курортного Боракая, но явно не в тех местах, где мы были. На Бохоле купальных мест практически нет. На Панглао есть сносный пляж Алона, в районе которого мы жили. Единственный минус – это всеобщая его популярность и явная перенаселенность, на десерт – дно с камнями, чтоб жизнь медом не казалась.

На самом деле, я не хочу сгустить краски больше чем надо, а если уже это сделал – покорно прошу прощения. Филиппины, по большей части, и Панглао в частности, – это хорошее место для дайверов. Здесь куча разведанных и не очень дайв-сайтов, много учебных дайвинг-центров и прокатных контор. Мы с супругой тоже удовлетворили свой интерес, сделав пару погружений. Общее мнение – под водой красиво, но дайвинг нас за душу не тронул. Наверное, не распробовали с одного раза?.. Может быть.

Насчет "нечего посмотреть" я все же немного не договорил. Есть здесь диковинный зверек заморскай – долгопят, или тарсиер по-здешнему. Это такой миниатюрный примат, размеров с мужскую ладошку. Найти их можно в лесах Бохола, но это большая редкость, посему смотреть их следует ехать в специальные заповедники.

Вообще, животина эта ночная, но что ж поделать – на потребу публике гид находит их на ветках и подносит длинную палку-раздражитель. У меня сложилось впечатление, что глаза у зверя этого не эволюцией расширены, а хроническим недосыпом и стрессовыми условиями. Все зрелище – минут на 10, не считая дороги. Так что про «нечего посмотреть» может быть я и не соврал...

Коль чудесами дивными острова не изобилуют, я вернусь к природе. Как водится, душа фотографа сумерки проводила на пленэрах. Тело оного фотографа, по правде говоря, иногда эти съемки пропускало. А еще фотограф горевал об утере быстрой 64-х гигабайтной карты памяти из фотоаппарата, коя пропала, будучи оставленная в номере. Не иначе как гекон унес...

Натура так себе в округе: стоянка лодок на закатной стороне, иногда бывает отлив, оголяющий не эстетически загаженное морское дно.

Из написанного выше может сложиться впечатление, что эта часть поездки была стихийной, однако это лишь отчасти правда. Все-таки что-то заранее планировалось. И именно из-за провала этих планов, наше пребывание в на Панглао и Бохоле приобрело тухлые нотки экспромта. Дело в том, что по плану мы должны были провести несколько дней на Панглао, и вовремя его покинуть – пока дюже не наскучило, на пароме на маленький остров Камигуин, что находится ровно посередине между островом Бохол и Минданао. Как водится, паром отменили всерьез и надолго, как и обратный самолет из Камигуина в Себу. Можно было бы придумать иные варианты, но как показал беглый анализ, в столь ближайшей перспективе эти перемещения получаются слишком финансово и трудозатратны.

Пав жертвой обстоятельств, мы решили остаться на Панглао. Для разнообразия, а также для сохранения душевного равновесия, несколько потрепанного горячим желанием пообщаться наших хозяев отеля, тоскующих по родной речи, мы сменили отель. Все-таки на отдыхе я люблю погружаться в страну с головой. Обязательное условие при этом - не слышать русской речи ни от кого, кроме супруги.

Лишь только переехав в другое жилье, разразился тайфун. Вообще, тайфуном на Филиппинах никого не удивишь. Это здесь столь же обыденно, как скушать брэкфаст поутру. Другое дело, тайфуны разные бывают. Нам посчастливилось попасть в довольно слабый экземпляр. Начался он вечером, всю ночь над нашей хижиной бушевала стихия, поливал дождь и порывы ветра грозились унести крышу. Я на это особого желания не обращал, но и поспать толком не выходило – жена боялась не на шутку и сдавливала меня в объятиях как тюбик с заканчивающейся пастой... К середине следующего дня дождь не закончился, закончилось наше терпение и голод вынудил облачиться в дождевики и поехать на Алона-бич в уютное кафе.

На следующий день стихия утихла. Мы порядком устали сидеть на месте, поэтому с утро поехали оценивать последствия стихии. Посмотреть было на что: много чего затопило, местами смыло. Я писал об этом посте ранее.

Все остальное время на Панглао и Бохоле ничего не происходило, как мне кажется. Ездили смотреть водопады Маг-Асо:

Тусили на побережье:

Ну и катались по острове на табуретке...

...Иногда смотрели закаты:

Это еще не все, продолжение в следующей части.