Селигер 2009

На Селигере намечалась тусовка, состоящая из хороших моих друзей и знакомых. Естественно, я вознамерился посетить это место. До этого я ни разу не был и относился к рассказам о Селигерских местах сомнительно - «ну что там может быть особенного» – думал я.

Основная часть народа поехала на машинах, у меня тоже была возможность поехать с основной группой, но так было бы совсем не интересно.

Я выехал дня на три позже, когда базовый лагерь уже разбили. Изначально я планировал проехать по маршруту Мск-Руза-Волоколамск-Шаховская-Ржев-Торжок-Осташков, осмотрев старинный участок жд от Торжка до Осташкова. Но дорога немного поменялась. Мне очень хотелось заехать на любимое мной Озернинское водохранилище в Рузском районе, поскольку давненько там не бывал. Собравшись и выехав в первой половине дня, к 17 я уже оказался на берегу без сомнения самого живописного водоёма в Подмосковье. Было тепло и усталое солнце клонилось к горизонту, мягко покрывая землю оранжевыми красками. Я сидел и балдел на пляже, изредка совершая заплывы. Потом обнаружил плот недалеко от места моей стоянки, весьма массивный, из бруса наподобие шпал. На нем было совершено несколько плаваний к центру водохранилища, дальше заплывать не хотел, так как мой лагерь терялся из виду. Лагерь пока представлял собой кинутый на землю рюкзак. Ближе к закату был сварганен ужин и я, насытившись, не стал себя утруждать установкой палатки, так как это дело муторное. Просто на одной опоре поставил тент и лёг спать.

Часа через два проснулся от раскатов грома, солидных и злых. Дождь не заставил себя долго ждать. Он лил ровно и долго, всю ночь, перемежаясь молниями и громом. Одна ударила где-то неподалеку, даже уши заложило. Поспать толком мне не удалось, я долго ворочался, дремал, но Морфей упорно меня отвергал. Так, дождавшись рассвета, я вылез из палатки – о, чудо! – дождь прекратился. Только стоило мне начать переодеваться, как он хлынул с новой силой, благо я почти все переодел и был в дождевике. Быстро перекусил, собрался и отправился на остановку, где ожидал сесть на автобус до Румянцево. До остановки путь небольшой, километра полтора, был пройден за 15 минут. Транспорт пришлось подождать, чтобы не  терять время я  подремал на остановке минут 20, как раз начал собираться народ и подошёл автобус. Я сел у окошка, ибо смотреть в него в этой местности обязательно – виды просто потрясающие. Не зря эту местность окрестили «русской Швейцарией».

Уже в который раз отмечаю, что сии места мне больше всего нравятся в непогоду – когда сквозь угрюмые серые тучи на рассвете пытается пробиться солнце, но тщетно – и снова льет дождь, ветер, просвет солнца.. Складывается такое ощущение, что это неистовство природы нигде и никогда не увидишь, кроме как здесь, отчего становится так хорошо на душе, все делается таким мелким и ничтожным. Получаешь истинное удовольствие от радости бытия и единения с природой.

Но это все лирика, а я тем временем оказался в Румянцево, где пришлось подождать 15 минут электричку до Волоколамска. Погода немного расходилась, иногда выглядывало солнце. Вот за окном и Дубосеково, памятник героям-панфиловцам. Низкий поклон им. В Волоколамске я позавтракал и ждал на платформе электропоезд на Шаховскую, минут, наверное 30.  Шаховская, уже старая знакомая, встретила меня как обычно закрытым краеведческим музеем – ну не судьба попасть! – то праздники, то выходные. Время было полно, я пополнил запасы продовольствия и обосновался в парке, где удобно усевшись, читал. Так прошло около часа, я уже стоял на платформе в ожидании местного “Тарзана”, межобластного поезда на Ржев. Состав из двух (а может и трех, не помню) притащил ТЭП70. Народа скопилось на платформе немного, но все же на входе в вагоны образовались локальные пробки. Я проскочил быстро, насколько это можно представить с рюкзаком и палаткой, навешенной снаружи, но все были довольны. Мест свободных было достаточно и  я занял царское сиденье у окошка, сразу вольготно раскинул рюкзак, чтобы никто не позарился на соседнее сиденье.

ТЭП70 подал гудок, состав тронулся. Очень плавно – не чета электропоезду, здесь даже не всегда чувствовалось, что поезд трогается;  немного моросил дождик и снова пробивалось солнце. Полпути до Ржева я бодрствовал, вторую половину все же задремал – недосып. Впрочем, я то и дело просыпался, немного пырился в окно и опять дремал. В Ржеве – конечная, вагоны освободились. Состав простоял у платформы ещё минут 10 и отправился на запасной путь. Вокзал ст.Ржев не представляет собой какой-либо архитектурной ценности (имхо), что неудивительно, учитывая геройские бои Отечественной войны на этих территориях. От города после войны мало что осталось, застройка города в основном послевоенная, высоких домов нет. Так вот, о вокзале: он выглядит внутри несколько потрепанным, но в целом нормально, не грязно, бичи и прочие маргиналы в данный момент отсутствовали. Зал ожидания просторный, с высокими потолками и удобными сидениями – спать в горизонтальном положении здесь затруднительно, ибо есть подлокотники. Зато прямую функцию выполняют хорошо, с позволения сказать "весьма  юзабельны” – сидушки широкие и глубокие, спина не устает.

Дальше я собирался двигаться на север, в Торжок. Но этому не суждено было сбыться. Из расписания следовало, что сегодня в 17.05 будет пригородный, однако из Торжка в Осташков поезда ходят только по нечётным (а завтра как назло было чётное), т.е. это сулило мне остаться в славном Торжке на сутки, что меня не устраивало. Оставался один «разумный» вариант – ехать через Великие Луки, как раз в расписании значился межобластной отпр. в 16.30. Сейчас же было 14.

Идти осматривать город не хотелось, поэтому я обосновался в вышеописанном зале ожидания; с час подремав там я перекусил в вокзальной кафешке – оказалось съедобно и дешево. Потом еще дремал, а когда оклемался, поезд был подан. Я вышел на платформу, пошел к составу, он стоял на 1 пути. Это был снова ТЭП70 с тремя сидячими вагонами. На входе встречали проводницы, пришлось вернуться на вокзал за билетами и уже беспрепятственно проникнуть внутрь вагона. Мест оказалось пока достаточно, я занял сразу два (для себя и рюкзака) у окошка по ходу движения. По расписанию поезд тронулся и , плавно набирая ход, устремился в зеленые просторы псковщины. Я откинул сидение и протянул ноги на соседнее впереди место, вдоль подлокотников – оно было свободно. Наверное многие, кто ездил хоть раз хоть сколь-нибудь в сидячих вагонах занимались подобной камасутрой. С часик подремав я смотрел в окошко – было очень красиво, местами попадались большие поля, болота. Лес, наш, лес средней полосы – что может быть милее ?! Остановок эта «кукушка» делала умеренное количество, но средняя скорость была мала. Только иногда разгонялись под 70, пару раз. Солнце сдавало позиции на горизонте, поезд подходил к Западной Двине. После Старой Торопы я уснул, но ненадолго, близились Великие Луки. Я заранее собрался и покинул поезд, поскольку дальше он ехал в Новосокольники.

Великие Луки радушно встретили меня, окропив мелким дождем. Это было приятно и бодряще. Я сразу зашел на вокзал. Глубокое и всестороннее исследование расписания показало, что здесь я останусь до утра, ибо ближайший межобластной будет в 08.10 на Бологое. Меня это нисколько не смутило, я вернулся в зал ожидания – здесь оказался вполне комфортабельным для непритязательного путешественника. народу здесь было человек 30, видимо ждали какой-то поезд. В дальнем углу были обнаружены пара путешественников с рюкзаками, один - панковатого, другой – хиппующего вида. Контраст, однако. Ещё один цивильно одетый бэкпэкер сидел неподалеку от меня, но лицо его изображало вид глубочайшего мысленного погружения в какие-то дела, поэтому я не стал сию личность беспокоить.

Дождик на улице все не прекращался, стало темно, идти в город сейчас не очень то хотелось, хотя следовало бы ознакомиться с ним. Но лень взяла свое. И не раз. Я перекусил ништяками, оставшимися с поезда, попил чая, заваренного с титана. Но вскоре засиделся и пошел прогуляться по вокзалу. На 3 этаже были обнаружены комнаты отдыха, коими я и соблазнился – оказалось недорого (280р за 4 местный номер). Дежурная меня проводила в комнату, здесь уже спал один товарищ, но спал крепко, что шум, производимый мной никакого вреда его богатырскому сну не принес. Комнаты все были только после ремонта – ещё слегка пахло отделочными материалами. Все в хорошем и опрятном состоянии, мебель, стеклопакеты... Даже душ, коим я не преминул воспользоваться. Гламур. После водных процедур я лег в кровать и просто выключился.

Утро было добрым. Я проснулся в 7 утра, торопиться было некуда, поэтому я провалялся ещё полчаса и, покушав, вышел на платформу. Время было 8, поезд отправлялся через 10 минут. Я прошёлся по вокзалу - интересно - он условно разделен на две части. Потом сел в поезд и он вскоре тронулся, медленно пополз в сторону Бологого. Ехать предстояло не так далеко, но долго - 200 километров до Осташкова эта кукушка ползет 6 часов, останавливаясь у каждого столба. Впрочем, меня это нисколько не смущало - я удобно устроился на двух креслах и дремал. Иногда ходил заваривать чай, благо титан шпарил как надо. Утром еще было солнечно, к 12 часам стало хмуро и уныло. А в вагоне тепло и уютно. Смотреть за окошком было особо нечего - пути обступали деревья, только за Андреаполем, ближе к Пено начались красивые виды. В Осташков я прибыл в 14.20, сразу пошёл на автовокзал, чтобы разведать транспорт до места стоянки. Оказалось, что ближайший автобус будет только через час с гаком, посему я пошел погулять по городу. Зрелище, надо сказать, ничем себя не примечающее – унылые невысокие домики, еще слегка покрапывал дождь, небо все хмурилось, но иногда награждало выходившим из-за туч солнцем, ненадолго, минуты на 3.  Меня занесло в магазин, где я купил немного продовольствия, после этого отправился обратно на автовокзал. Время я скоротал не так много, минут 40, но это казалось мне все же лучше, чем сидеть в здании. Уже почти у автовокзала солнце все-таки превозмогло небесную хмурость и светило вовсю. В дождевике стало жарко, пришлось переодеться.

Почти до отправления я сидел на вокзале – места было не очень много, зато много туристов разной масти – с байдарками, пеших и просто отдыхающих. Cамый сезон сейчас. Уже приближалось время отправления, а автобус еще даже не объявили, я пошел к перрону, разведать. Народ здесь уже обитал в ожидании, тоже постоял пару минут, но стало скучно и я прошелся поблизости до горловины ст.Осташков. На основных путях было пусто, только на запасном дальнем стояло несколько вагонов. Через 5 минут вернувшись, я обнаружил нужный автобус у перрона, как раз начиналась посадка. Штурм. Вопреки ожиданиям, даже удалось место занять, ибо ехать обещалось 30 километров, поболее получаса. Вскоре наш «ПАЗик» тронулся, быстро покинул город и выехал на загородное шоссе, в карте значившееся как P-89. Ехали небыстро, дороги плохие, да и полный автобус народа. Через люк приятно овеивало холодным набегающим ветром, бабки сразу всполошись, мол: «Продует! Закройте немедленно!», но люк, по-видимому, так давно был открыт, что петли ужи прикипели друг к другу, и, несмотря на все попытки закрыть его, ничего не получилось, к моей радости.

Я вышел на нужной остановке, созвонился с друзьями и вскоре был подобран на моторной лодке. Место стоянки оказалось прекрасным – на острове Хачин, на южной оконечности, в заливе – очень живописно. Берег был песчаным, чистым, лагерь в 15 метрах от него, на опушке с редкими деревьями. Стоит углубиться от опушки в глубь острова на 40 метров – начинается лес. Под ногами приятные мхи, вереск.

Меня радушно встретили, я тоже был рад всех видеть. Отдых здесь был интересен – ходили на байдарках в Нилову пустынь, гуляли по окрестностям, играли в волейбол, собирали чернику – сколь много её здесь было – не передать! И варили из нее компот вкуснейший. Ловили рыбу – коптили тут же. Купались по десять раз на дню. Закаты. Были вечера, такие, что трогают за душу. Окружение и природа приводят в такое неистовое блаженство. Именно неистовое. Когда тихо сидишь у костра, вокруг ведется мерная беседа, играет гитара и любимые и дорогие тебе люди вокруг. Здесь водоворот жизни оставляет всех в покое… Благодать.

Так прошла неделя, кто-то приезжал, кто уезжал. Мы наш большой лагерь и переправили его на другой берег в десяток рейсов на лодке, к машинам. Управились в полдня. Попрощавшись все расселись по машинам и разъехались. Вечером я был в Москве. Скоро появилась новая идея… Но это уже другой рассказ..