Полная Чухлома 2011. День 3.
Утро третьего дня встретило нас хорошим морозом. Термометр в машине показывал –9. Многие замерли в своих палатках, никто ничего не отморозил. Это хорошо!
Утро сразу началось с ремонта. Наш болящий Террано был сразу препарирован. Слили масло из коробки передач, чтобы залить новое. Пока я откручивал сливной болт, на меня полилось теплое масло… какой кайф для отмороженных рук! Вот только незадача: этот самый болт подло упал на землю и потерялся. Насилу нашли через полчаса.
Между делом осмотрели шрусы, замеченные вчера неисправными. Картина безрадостная: слетели пыльники, и в механизм набилась грязь. Немного покопавшись, мы поняли, что здесь пыльники мы обратно нацепить не сможем. Мороз сделал свое дело – каменные ошметки грязевой чачи мешали поставить все на место. Даже топор и его целебные свойства оказались бессильны… Ну да болт с ними, со шрусами, главное было – оживить АКПП.
Миша, капитан наших Гризли, походив по лагерю насобирал гуманитарной помощи – трансмиссионного масла. Мастерим воронку, заливаем, прогреваемся… нет, тронуться не удается. Дергаем Террано галстуком, греша на примерзшие колеса, но это все равно не помогает. Шевелим промерзшими извилинами и думаем, что не хватает масла.
Решаем тащить Террано в Галич, и там пробовать доливать масла. Естественно, на сегодня уже не удастся “порубиться” по грязи и взять какие-то точки маршрута. Но об этом, честно говоря, мы не особо задумываемся. Все это есть и будет, и мы обязательно приедем сюда еще раз и проедем местами “былой славы” как положено.
Собираем лагерь ну о-о-очень долго, да и иначе едва ли возможно: вся вода померзла, суп превратился в кубик овощного льда, газ в баллонах загустел. Костер еле разожгли бензином. Ваня, пилот нашего Патруля “Эвэй” устроил фееричное фаер-шоу: поливая костер бензином, пары из канистры загорелись и этот пироманьяк-неудачник устроил забег по полю с разбрызгиванием содержимого канистры и медленным прогоранием своей куртки и перчатки. Все обошлось. Пироманьяк жив, канистра потушена и закрыта. Собираемся дальше…
Наконец-то загрузившись и прицепив Террано на трос, едем в Галич. Дорога ровная, едем неспешно. По пути видим высоченную, более 300 метров, телевышку. В этот раз – не судьба.
На въезде в Галич находим запчасти, закупаем еще масла для коробки. Масло через тоненькую воронку со шлангом течет медленно, мы пока успели познакомиться с ребятами на Мицубиси, снимающих гигантские 36 колеса здесь. “Три раза разбортировались”, – рассказывают они нам, – “грязи набилось за обод, на 40 км/ч приходится вдвоем руль держать”. Как вы узнали потом, колеса – вообще больная тема. У одного (это точно, а может и у двух, точно не скажу) экипажей после выезда с грязи на асфальт одно из колес самовольно уехало вперед машины. К счастью, все обошлось. Надо проверять болты хоть раз в день…
Тем временем масло залили и завелись. Но как и в прошлый раз – без эффекта. Кажется, коробка передач вознеслась к праотцам. Ох уж эти автоматы. Я, по правде говоря, никак в толк не возьму, зачем же ставить автомат на внедорожник?! Конечно, АКПП уместна в городском цикле, на легковушке, ну на кроссовере. Но на внедорожник-то зачем?..
Где-то между делом мы заезжаем на Галичское озеро, уже схваченное морозом.
Дальше – интересней. Перебирая селектором передачи и поддавая газку, случилась дивная оказия – дизель, как говорят, “пошел вразнос”. Зрелище не из приятных, но захватывает. Дизельный двигатель, как известно, не имеет искровых свечей зажигания, и поджиг смеси осущетсвляется путем компрессионной детонации, т.е. воспламенение происходит при сильной сжатии смеси в рабочей камере. Это может сыграть свою злую шутку…
В “разнос” дизель может пойти по разным причинам: из-за неисправности насоса высокого давления, из-за износа и/или прогара поршневой группы, и, в частности, поршневых колец, вследствие чего двигатель начинает засасывать масло из картера (поддона), причиной может стать засос масла через неисправную турбину (именно турбированные дизеля склонны к “разносу”, атмосферные – гораздо реже). В общем, суть такова, что начинается настоящая цепная реакция. Двигатель бесконтрольно поднимает обороты в красную зону и коптит с выхлопной трубы как паровоз Стефенсона. Заглушить двигатель ключом невозможно – свечей зажигания-то немаэ! Тут есть три варианта решения: прятаться в окоп, ибо двигатель попросту перегревается в какие-то полминуты и грозит рвануть или окатить кипящим антифризом/тосолом; второй вариант, варварварский, – включать 4-5 передачу и бросать сцепление. Все же проще сцепуху менять, чем двигатель. Но у Террано автомат… кхм, болт его заверни. Тут вариант третий: надо перекрывать поток воздуха к турбине (топливную магистраль тоже следует выдергивать, однако, это не всегда помогает, иногда соляра, смешанная с маслом в поддоне продолжает питать движок продолжительное время). Поэтому самый верный вариант – перекрывать воздух.
Хорошо, что рядом стояли ребята из Митцубиси и быстро все сообразили. Еще раз воздам слова благодарности этим ребятам, помогавшим нам в такой небезопасной ситуации… Да и вообще всей нашей команде, растерянной, но не побоявшейся в этот момент копаться в движке и искать топливную магистраль и перекрывая воздух.
Почти минуту двигатель был в красной зоне, все вокруг утопло в удушливом облаке прогревшей дизельно-масляной смеси. Я, ведомый каким-то репортерским инстинктом, сразу бросился к нашему Патрулю, взял фотоаппарат и побежал обратно. В облаке дыма ничего не было видно, и, обходя лихорадочный Террано сбоку, я с размаху свалился в придорожный кювет. Не знаю, какая сила в полсекунды поставила меня на ноги (наверное сорвавшаяся с уст “ититская”), но через мгновенье я уже был у места локальной катастрофы.
Вообще, о таком явлении я слышал не раз, но увидел вживую – впервые. А ведь даже у громадных локомотивных дизелей бывает “разнос”… Машинисты говорят “дизель – в разнос, сам - окно”. Там ситуация гораздо серьезней и взрывоопасней.
Но вот двигатель заглушен. Унылое это зрелище, скажу я вам! Под выхлопной трубой двухметровое масляное пятно – непрогар... Прямо с трубы капает. Турбина в масле…
Понятное дело, заводится больше не стали. Мало того, что коробка передач кончилась, так еще и двигатель клина поймал. Еще у Патруля “Эвэй” вдруг печка сломалась. Всеобщее возбуждение сменяется некоторым унынием, мы перебрасываем вещи из Террано по Патрулям, а бездыханное тело безвременно усопшего транспорта Гризли увозим на тросе на постой к владельцу местного магазина запчастей. Еще одно спасибо еще одному помощнику.
Поставив машину, мы доехали на Патрулях до сегодняшнего лагеря. Поставили палатки, разожгли костер… да, впрочем не все так плохо. Прорабатываем варианты эвакуации и ремонта, подбадриваем друг друга.
В конечном итоге выработалось два варианта: эвакуатор, - но узнав цену, этот вариант был уничтожен; и жесткая сцепка – так и порешили. Другое дело – где её достать или сварить, но этот вопрос мы решили оставить на мудрое утро.
Все-таки, несмотря на то, что в этот раз мы больше ремонтировались, чем ехали, мы – доехали. Меньшим количеством машин, но не убывшим экипажем – это главное (ну только Маша нас покинула по собственному желанию).
Чуть позднее, к ночи началось награждение. Надо отметить, что “Полная Чухлома” – это не соревнование. Здесь нет победивших и проигравших. Здесь нет как таковых правил. Просто надо доехать, а ведь не всем это удается. А как ехать – решать вам.
Награждение проходило у громадного костра, прожигавшего куртки некоторых невнимательных на расстоянии, метров, наверное, 7. Температура удивляла все больше… –15! Все жались друг к другу как пингвины, и вместе – к костру.
На приглашения ведущего не всегда выходили команды – я уже говорил, не все еще доехали… но они рубятся и прут!
Вот настала и наша очередь – и как это приятно быть здесь и сейчас в числе доехавших. Призы символичны – это тормозные колодки, которых так многим не хватало. Супесь и грязь очень быстро их съедали.
И мы пережили ПЧ! И если вы думаете, что на этом все закончилось… вы зря так думаете, ведь продолжение было не менее интересным и богатым неожиданностями. Эту историю я постараюсь рассказать вам завтра.
Продолжение следует!
NB! Хочется выразить благодарность компании "Созидание" и лично Архипчуку Валерию за помощь в организации экспедиции!