Путешествие меж двух морей – Каппадокия / Часть 2

Путешествие меж двух морей – Каппадокия / Часть 2

Каппадокия — это историческое название региона в Турции. В историю вдаваться нет смысла, так как вики знает все равно лучше. Условные её границы, если смотреть по крупным городам: запада на восток — от Аксарая (Aksaray) до Кайсери (Kayseri), с севера на юг от Невшеира (Nevşehir) до Нийде (Niğde), опять же это — условно, чтобы понятно было, что и где находится.

Мне, в первую очередь, Каппадокия была интересна как не историческая, а природная достопримечательность. Когда давно-предавно здесь извергались вулканы, застилая слоями лавы эти земли. Потом вулканы заснули, и за дело взялась другая сила природы: эрозия, сотворившая из туфа, этой мягкой и податливой породы, оставшейся от извержений, творила настоящие чудеса. Единственно вода и ветер тысячелетиями вырезали глубокие каньоны и разнообразные причудливые штуки.

С давних пор эту местность облюбовали монахи, и по сей день здесь множество келий и церквей раннехристианской эпохи. Ещё бы — туф очень хороший материал для строительства, тут в общем-то и строить не надо, — кайло в руки, и через несколько дней можно выдолбить свою пещеру.

Стоит только выйти из Учисара, как начинаются красоты. Ехать в Гёреме нужды нет никакой — лучше прогуляться, причем сразу сойти с асфальта и идти по живописным долинам.

Вот, как раз виднеются пещеры в туфовых скалах:

День этот был адско жаркий, тем более торопиться было некуда. Несколько километров до Гёреме я шел полдня, по пути заглядывая в разные пещеры и прорубленные комнаты и тоннели, подчас отдыхая подолгу в их приятной тени и прохладе.

Мерзкая штука: большинство растений в Турции имеют колючки, но здесь это не мешало, а вот настоящую прелесть этих колючек я понял только на дальше, на Ликийской тропе под Антальей.

Дорога в Гёреме:

Каньон прямо рядом с дорогой:

Интересно, тут и там встречаются земельные участки. Везде пашут землю, сажают в основном виноград и что-то мне неведомое.

До Гёреме я дошел уже днем, когда на солнце можно было жарить яичницу. На въезде:

Тут же нашел недорогой (10 €) и уютный хостел. Вообще, в этой поезде я ни разу не пользовался ни couchsurfing, ни hospitalityclub, бесспорно полезными сервисами. Сама спонтанность во всем рушила возможность ими воспользоваться, ибо я не знал точно куда поеду дальше, да и не хотел планировать. Решал вопросы, так сказать, по мере их поступления. Лишь 2 ночевки в Невшеире, и здесь, в Гёреме, я провел в хостеле, — в остальном — все ночевки в палатке, один раз гостях и туристическом приюте.

Ещё хостелы хороши тем, что здесь, почти всегда бывают активные путешественники, с которыми интересно пообщаться. В этот раз, правда было всего двое: японец и таец, причем первый еле говорил по-английски и путешествовал автобусами, пропуская самые интересные места; таец же хорошо хорошо говорил, но недалеко ушел от японца в плане автономности.

Оставшуюся часть дня провел в разведке долин, коих здесь великое множество. Без преувеличения, можно потратить несколько дней здесь только бродя по окрестностям. Но наскучит, наверно.

Ещё раз о шипах: часто идешь, как настоящий европейский турист, глазея по сторонам с открытым ртом, и в назидание впарываешься в какой-нибудь злой куст, а бывают целые заросли:

С виду-то они дружелюбно выглядят:

Работа воды и ветра:

Этот самый туф:

Да да, среди всего этого разнообразия встречаются и такие фаллические шедевры, есть даже целые долины! Головка у этой башни из более прочного материала — базальта, нога же — туфовая. Однажды время источит ногу и голова упадет.

Везде растят виноград, говорят здесь хорошие каппадокийские вина, — не знаю, мне не довелось испить.

Так я ходил, дожидаясь заката. Он, видимо в благодарность, подарил хороший свет и яркий цвет:

До хостела пошел по дороге — так быстрее, да и дороги здесь живописны:

Гёреме ночью:

Центр:

И не центр:

Спал я, естественно, как пораженный ядовитой стрелой. Мягкая кровать, тепло и мерный храп соседей убаюкивали, так что утром я проснулся только в 07:30. Ну и ладно, спать тоже хорошо. Я сразу двинулся на прогулку. Утра здесь приятно-прохладные, и гораздо лучше выходить пораньше утром, потому как днем печет весьма и весьма.

Вот, кстати, эта фаллическая долина:

Живность разная встречается, и местные жители:

И громадные черепахи:

Я долго ходил в поисках удобного спуска в один из каньона, и нашел вот такой, но не пролез: негабаритный я.

Зато дальше все было гораздо проще: множество промытых водой тоннелей.

С маршрута сбиться тяжело — везде есть указатели. В какой-то момент я, уставший, прилег недалеко от тропинки и задремал. Меня разбудил возбужденный группы шепот немцев, проходивших мимо. Они, видимо, в силу своей европейской толерантности, не решались меня толкнуть, и просто уйти, не справившись о здоровье путника, им совесть не позволяла. Так стояли и обсуждали, жив ли я, или нет. Я, спросонья тяжело ориентируясь в ситуации, сказал, что все со мной в порядке, и они ушли.

Я же, снова с восполненными силами пошел дальше, полазил по пещерам и тоннелям:

И вышел в нескольких километрах от Гёреме, до оной добрался пешком. Делать мне больше здесь было в общем-то нечего, поэтому я уехал обратно в Учисар (Uçhisar). Я оттуда приехал, но не стал подниматься к древней церкви. На самый верх (там, где флаг) я не ходил, а полазил по нижним уровням. Интересного ничего, большинство из пещер используются как туалеты.

Зато можно поглазеть на всех свысока:

Погода в этот день впервые обещала выдать дождь. Вокруг сгущались тучи, повсюду гремел гром и сверкали молнии. Я уже подумывал, как смотаться отсюда, хотя хотел провести ещё один день.

Вулкан Эрджиес (Erciyes), 3917м:

Целых полтора часа я сидел на хорошем видовом месте у подножия этой церкви, ожидая, будет буря или все-таки нет. Позабавило, что на это видовое место постоянно приезжали группы цивильных туристов с гидами, и все глядя на мой 85-литровый рюкзак, считали долгом о чем-нибудь меня спросить и сфотографировать, вот, мол, ненормальный.

Так и не дождавшись бури, я поспешно уехал из Учисара.

Сразу поймалась машина до Невшеира, водила даже говорил на английском. Но как я не пытался объяснить, что мне надо на трассу, и дальше я поеду автостопом, он все же отвез меня на автовокзал (отогар). Так впоследствии многие делали, и я даже не сопротивлялся, — во первых, автовокзал, зачастую, стоит на выезде у трассы, во-вторых, с него можно уехать до нужного выезда на какой-нибудь маршрутке (по-турецки — долмуш).

Это, может, и к лучшему, что он отвез меня на автовокзал — вслед за моим приездом туда, разразился сильный дождь, с час я сидел и пережидал. Когда грозовая полоса прошла, я снова вышел на трассу и быстро поймал машину до Аксарая (Aksaray). В минивэне было тяжело ехать единственно потому, что ребята везли какие-то пряности и турецкую бастурму, запахи которой разжигали зверский аппетит. Отвлекали лишь красивые виды, Невшеир — Аксарай — один из самых красивых участков пути, который я проехал. Может быть от того, что, я видел его в закатном свете, может еще по какой-то причине, в любом случае — очень красиво. Слева вдалеке — высокие заснеженные горы, а от подножия до дороги — пшеничные поля, холмы... сказка.

Меня снова привезли на отогар, я уже не сопротивлялся, один фиг — по пути. Стремительно темнело, палатку я ставил в темноте, в перелеске на большом поле.