Закарпатье

 

Часть l.

Закарпатье - Благословенна земля.

Transcarpathia - Blessed land.

День 1.

Ужгород – Среднее – Мукачево – ночевка за д.Берегуйфолу

Доехали мы незаметно, по крайней мере, для меня. Хорошая компания, хороший нежаркий вагон (немного мешали расположить велосипеды перегородки на третьих полках, но это мелочи). Поезд шел с небольшим опозданием, поэтому ни в Здолбунове, ни во Львове выйти не удалось.

Ужгород встретил нас ранним, но уже сумеречным утром. 4.30. Мы неспешно распаковались и собирались. Оказалось, у Яна лопнула спица. Новую приладить не удалось, но да ничего, поехали так.

Проехались по центру, покушали на набережной р.Уж, поехали смотреть замок. В прошлый визит, немногим более трех месяцев назад, замок смотреть я не стал. Унылое то было зрелище - зимний спящий Ужгород. Теперь же пред нами город цвел и замок был поистине его сердцем, показавшись нам в ярких оранжевых лучах наступающего утра. Охранник пустил нас за небольшую мзду, и мы неспешно прошлись по периметру, восхищаясь радостной свободе от оков столицы, очередному отпуску, будоражащему свежему воздуху и солнцем, поднявшимся вдалеке за карпатскими взгорьями.

Как оказалось, здесь ценят время и умеют им правильно располагать: вокресенье - выходной, и ни один банк не работает. Лишь на следующий день нам удалось поменять деньги.

Около 10 утра мы неспешно крутили по шоссе в сторону Мукачево. Мне открылась неприятная неисправность в моём велосипеде: на большинстве передач даже при небольшом нажатии на педаль проскакивала цепь, которую я поменял за день до выезда (да, конечно, зря!). Надеясь, что через некоторое время всё приработается, а пока я выработал тактику движения на 4 более-менее рабочих передачах (почти крайние звезды). Забегая вперед скажу, что так пришлось ехать три дня, пока не встретился велосервис и я даже весьма приспособился к манере езды: по прямой – 24-25 км/ч, в горки – 16-17 км/ч.

Между Ужгородом и Мукачево дорога имеет рельеф до пгт Среднее, дальше она выпрямляется и идёт плоскота. В Среднем посмотрели первые на нашем пути развалины замка тамплиеров. О былом могуществе здесь мало что говорило – остались лишь обломки стен, заросщие кустами. Удивило нас другое – с каким звуком взорвалась камера в заднем колесе у Оли. Это было похоже на выстрел, аж сердце ёкнуло от неожиданности. Хорошо хоть с покрышкой все в порядке, камеру быстро поменяли и поехали.

Мукачево встречает туристов своим прекрасным замком, находящимся на невысокой, но крутой горе. Подъем хоть и идет по траверсу вокруг горы, но для велосипедистов всегда представляет отличный кардиотренажер – наверху, если доберешься туда не слезая с седла, пульс будет гарантировано за 140.

Солнечно! С замка открывается отличный вид на окрестности – ощущаешь себя одним из рода Ракоци, исторических владельцев замка, стоящего и осматривающего свои владения. Наверное, около часа ушло на осмотр всех закоулков, после чего мы спустились в Мукачево. Это небольшой уютный городок, а поскольку я уже был здесь недавно, то сразу показал путь к центру. Опять же волею судеб, в центре нам встретился местный велосипедист, который показал путь к местному велосервису – совсем простому, но спицу Яну вставили за 10 минут. Бесплатно. Спасибо вам, хлопцы!

Напитав души осмотром интересностей, и утолив жажду покрутить педали, стало время подумать об обеде, ибо чрево уже у всех взывало к трапезе. Стоп-кран. Обед в кафе.

Героически – именно так, не иначе – мы выкатились после кушаний. Закупились на ночевку, я взял обратный билет на вокзале. Мукачево не сразу нас отпустило, пришлось поплутать немного, - ведь по шоссе до Берегово пилить не очень хотелось. На карте значилась неплохая второстепенная дорога, в итоге мы на неё выехали. Череда грейдеров, бетонок и грунтов вывела нас к череде венгерских деревенек – они оставили мне прекрасное впечатление: это все как один основательные домики с глиняной черепицей, окутанные виноградниками. В каждой деревне большая церковь, бывает две. У дороги часто встречаются памятники с изображением Девы Марии или Христа на распятье.

Мы немного не рассчитали время и километраж, солнце грозилось через час-другой спуститься за горизонт. Стали искать место под лагерь. Не сразу, но нашли мутную речку – выбора уже не оставалось, встали здесь. Речка оказалась просто засеяна бутылками - хоть для купания и стирки сгодилась, но использовать эту воду в качестве питьевой было едва ли возможно; земля всюду истоптана копытными – видно их сюда на водопой пригоняют.

Я съездил в ближайшую деревню, набрал воды в первом же встречном дворе. Пока набирал воду из колодца, узнал у дедушки, что за узкоколейка петляет здесь, в черте поселка, уходя далеко в поле. Оказалось, это ветка (увы, нерабочая! – как много где ещё), соединяющая Берегово и Иршаву! Закрыта ветка уже давно… а как то было допрежде: маленькие уютные вагончики, тихо скользя по стальным нитям закарпатских холмов, везли пассажиров, сменяя полустанки.

Лагерь уже вовсю зажил своей жизнью: готовилась еда, чай; вовсю обжили полянку. Как начало смеркаться, стали доставать комары. Не самое, конечно, удачное место мы выбрали. Но! – но что может огорчить человека имеющего счастье быть теплым летним вечером наедине с природой.

День 2.

Берегово - Виноградов - Хуст.

На природе лучший будильник - солнце. Лишь только оно начинает нагревать воздух, я просыпаюсь. Пока лагерь делал попытки проснуться, я отправился за водой как и вчера вечером, но уже в другой двор. Меня принял добродушный дедуля, хорошо, хоть и с акцентом, говорящий по-русски. Некоторые слова, не зная их русского эквивалента, говорил по-украински (липше, людына, трымай.. и т.п.), - всегда забавно слушать суржик, он прямо-таки щекочет слух.

Пока я мотался за водой и говорил с дедом - а он оказался ну оочень набожным - в нашем лагере уже помаленьку началась жизнь и готовился завтрак. Неспешно покушали, собрались. Я вставил в цепь несколько звеньев - увы, это не помогло, всё так же проскакивает цепь. “Ну да бог с ней, приработается!” - так я думал.

Немногим более часа, мы въехали в Берегово, - как сообщает вики, - это город с наибольшим процентом этнических венгров. Меня этот город приятно удивил - чисто, уютно и аккуратно все. Названия улиц продублированы на венгерском, в центре - дом культуры, с которого вещает радио на венгерском. Много времени мы потратили на то, чтобы обменять рубли на гривны. Большая очередь в операционную кассу еле двигалась. В основном народ платил за что-то, причем по завершении операции каждому выдавалась куча бумажек. Процесс обмена нас удивил: надо иметь украинский номер мобильника. На него отправляется код подтверждения, который надо сообщить оператору и деньги меняются - я такое видел впервые!

Как бы не был красив город, нас поджимал график движения - снова в путь, который до вечера не преподнес ничего интересного, достойного отражения здесь.

Вчера ночевка была не слишком удачной, но всё закономерно - сегодня мы остановились на прекрасном мысе реки Тиса, рядом с городом Хуст. Отличная плоская полянка, живописный мыс, продуваемый несильным, но постоянным ветром, что создает течение Тисы, - а это значит, что комаров не будет. Нечего сказать, отличное место! Воды Тисы оказались весьма прохладными, или мне так показалось, - не знаю, но входил я долго. В итоге нырнув, я оказался слегка унесенным по течению. Ужин был съеден еле успев приготовиться, зато за чаем все неспешно сидели и благолепствовали - наслаждались приятной усталостью, красотой окрестностей в сумерках и болтали. Я не стал ложиться в палатку - а зачем? Тепло, комаров нет, звездное небо раскинулось наверху; это же преступление - закрывать такой вид! Я лег рядом с палаткой, залез в спальник и долго лежал, считая звезды. Ребята тоже улеглись не сразу, они стояли поодаль от меня и искали созвездия. Каково было небо в эту ночь! Бесконечным простором оно увлекало в себя: Вега и Кассиопея, Медведицы и Андромеда, Цефей и такая небольшая, но важная для мореплавателей полярная звезда светили завораживающе. Я уснул не скоро и пару раз просыпался, когда ветер слегка щекотал своим легким дуновением моё лицо. Благословенная земля!

День 3.

Хуст - Тячев - Великий Бычков - ночевка у Косовской поляны

Проснулся я далеко до рассвета, в 3.45. Взял Олину Sigma и пошёл на близлежащую гору ловить рассвет. Подножие горы, как водится, застроено и чтобы найти тропу, надо обходить гору по периметру. Подъём очень крутой, иногда приходится использовать все конечности чтобы лезть вверх. Через полчаса добираюсь до верхушки. Полонин - безлесных участков на склонах горы - здесь нет. Часа полтора я проторчал на верхушке, ожидая хороших моментов и, кажется, кое-что ухватил.

Спускался я уже по тропе, но ничуть не более пологой, оттого пролетел на заднице с десяток метров, держа штатив с фотоаппаратом над головой. Тропа, пеляя по лесу, вывела на красивую полянку у подножия. Солнце уже с час как взошло, но высокая трава на этой полянке была ещё мокра от ночной росы. Как приятно идти сквозь, ощущая прохладу рос, вымочивших обувь и портки, и тепло солнца, вздымающегося над Карпатами!

Я пришел в лагерь почти как раз ко времени подъема, к 6.30. Все ещё мирно сопели в палатке. Спать, без сомнения, приятно и полезно, и надо восстанавливать силы после долгих дневных перегонов, но я, поспав сегодня не более 3 часов, не чувствую никакой усталости - кажется, организм начал переходить в “походный” режим, когда несколько часов безмятежного сна на природе заменяют, наверное, 12-часовой беспокойный сон в городе.

Завтрак потихоньку готовился, когда народ начал просыпаться. Первым, конечно, вылез руководитель. Мы покушали, потихоньку собрались и покинули наше уютное место ночлега. Впереди - Хуст. Точнее - вот он, ведь ночевали мы на самой его окраине. Город нас удивил разбитым асфальтом - как будто вчера здесь бомбили. Но не асфальт единый здесь сильно истрепан. Поднявшись в замок, что стоит на высокой крутой горе в черте города, мы увидели лишь остатки некогда могучей крепости. Хотя смотрятся эти остатки, надо сказать, атмосферно. И есть где полазить.

1191 – год постройки замка. Он стоял века, может быть бы и дожил до наших времен, если бы не злая воля случая: в 1766 в пороховую башню попала молния, разрушив большую часть замка.

Гора, на которой расположился замок, как я уже говорил, ну очень крутая. Будь бы я военнокомандующим того времени, ни за что не пошел бы на такую приступом - с оружием в руках цепляться здесь разве что зубами за землю, не иначе. Пока дивились на сей замок и виды, нам открывающиеся с него, солнце начало жарить. Причем очень серьезно. Мы не стали заезжать в Хуст, сразу отправившись в долину нарциссов, что находится близ города. Сразу за поворотом к долине нам встретились двое велотуристов, я тормознулся. Питерцы! Едут из Ивано-Франковска в Ужгород. С десяток минут мы потрепались, сообщили друг другу полезную информацию по маршруту. Они обнадежили: впереди будет веломагазин! И может быть тогда я смогу сменить свою истрепанную кассету.

На въезде к “долине нарциссов” стоит КПП - собирают мзду за проезд. С нас взяли по 8 гривень (с человека) вместо положенных 10. Любопытно, что нарциссы здесь появились в время последнего ледникового периода, когда с гор сошел большущий шматок земли с этими цветами. Шло время, растения акклиматизировались и предстают сейчас пред нами... если бы! Но нарциссов, черт подери, не осталось - отцвели. То есть почти не осталось - мы обнаружили, и то не сразу, небольшую полянку с уже пожухлыми цветочками. Эх, если б парой недель раньше быть здесь! Все окрестные поля с нарциссами отцвели и покрылись густым одеялом прочей растительности, не столь любой глазу. Меня возмутило, что ещё и гроши берут за проезд сюда в не сезон (хотя на выезде мы встретили полный автобус туристов, только подъезжающий - улыбнуло).

Полдень. Солнце жарит – мы как свечи плавимся. За КПП остановились у магазина, купили воды и кваса, тут же квас уговорили.

Дальше дорога – длинная и почти без рельефа, но ехать не скучно. А не скучно потому, что ехали мы в быстром темпе, около 24-25 км\ч. Передач-то всего несколько. Но – мое счастье сегодня со мной – на дороге обнаружилась веломастерская. Мастера пришлось поискать, но зато целостность трансмиссии и моих нервов была восстановлена. Правда, поставили 8-ми скоростную кассету вместо 9-ти, поэтому ещё сменили цепь. Ура! Все переключается. Иногда, правда проскакивает, но в дальнейшем все отлично приработалось. Мы снова едем!

Долго ли, коротко ли, - подъехали к Тячеву. Уже с час над нами сгушались тучи, - в прямом смысле, - на небесах творилась жуть, и она, по всей видимости, желала низвергнуться водными потоками на землю. Смотрится все это непередаваемо – природа бушует! Слева и справа от нас – отроги гор; дорога, по которой мы едем, проходит по широкой долине, спускаясь в Марамарошскую котловину, в коей уютно расположился Тячев. Дует сильный ветер, в городе нас застает настоящая песчаная буря – песок и пыль витает в воздухе, забивает глаза. Начинается дождик, мы укрылись от него в неплохой кафешке. Как говорится: «война – войной, а обед – по расписанию!».

Тем временем дождь, поняв, что нас не достать, перестал и сдулся дальше в сторону Солотвино – туда нам и предстояла дорога дальше.

Откушав – поехали мы дальше, уже неспешно. За Тячевом начинается то, о чем нас предупреждали двое велосипедистов в долине нарциссов – это жуткая населенка и украинско-румынская граница по правую сторону дороги. Натурально негде встать на ночлег. Беда. Уж сколько я матерился, поминая чем только можно эту длинную, казалось даже бесконечную череду деревень-поселков-пгт. Жуть.

Так мы и ехали до Великого Бычкова, словно неотпетые души покойников – ни вправо, ни влево, только вперед путь есть. Местами граница государств проходит буквально вдоль линии дороги. Стоят кодонные столбы, раскрашенные в сине-желтую зебру. От дороги 10 метров – река Тиса, за ней – Румыния.

Великий (ни разу он не «великий», по-русски - Большой) Бычков – это въезд в Карпаты. Здесь заканчивается халява Закарпатья с его небольшими холмиками и начинаются взгорья. Благо сегодня штурмовать мы уже ничего не собирались – мотивация наша закончилась километров 30 назад и силы покидали. Тем более припозднились мы - время уже за 10, солнце стремительно заходит. Из В.Бычкова наш отряд свернул на дорогу в Косовскую поляну. Но приключенния не закончились! И тут сплошь населенка – прям деваться некуда. Первый попавшийся мотель содержал в себе только люксы по 100 гривень, - излишняя роскошь для туриста.

Но нет худа без добра: завернув по небольшой тупиковой дорожке на какую-то базу отдыха мы встретили у въезда её владельца. Дипмиссия в моем лице получила добро на размещение нашего лагеря на территории этой самой базы. Нам выделили место у добротной деревянной беседки, рядом с баней, – причем баню нам тоже предоставили в безвозмездное пользование (душ – помыться, постираться и пр.). Владелец базы – увы, не помню его имени, - венгр, оказался поистине гостеприимным человеком. Я имел небольшой разговор с ним. Он раньше был инструктором по туризму, довольно длительное время; теперь же – уже как 9 лет живет здесь, на своей базе отдыха-ферме. Да-да, ещё здесь и ферма – я застал разделку барана, когда венгр показывал мне территорию. Он пригласил нас поужинать у него в кафе, идея нами была одобрена единогласно – мы устали сегодня, намотав почти сотню километров и испепелясь не единожды на полуденном солнышке. Нам посоветовали венгерское блюдо и квасу в довесок. Местным блюдом оказалось что-то вроде картофельной вафли (!) под брынзой – я не смог различить остальные составляющие, - то ли голоден был дико, то ли не разобрал просто. Но очень, очень вкусно и сытно. Квас тоже вкусный. А после сон – как у мертвеца.

 

 

Продолжение