Мурман – 2012. Из Эйны в Печенгу по Швабенвегу.

Мурман – 2012. Из Эйны в Печенгу по Швабенвегу.

Утро — на то оно и утро, чтобы начинаться рано. Я всегда в экспедициях просыпаюсь спозаранку, и оттого располагаю временем чтобы по фотографировать и посмотреть окрестности. Так и в этот раз, пораньше проснувшись, я забрался на рядом стоящую высокую вараку (гору, как её называли лопари). На самом деле, поднимался я из корысти любопытства, но меня ждало огорчение — телефон не ловил сеть и здесь. Зато вид великолепный!

Здесь же поставлен крест. Такие места поморы называли «глядень» — смотровая площадка. Этот крест довольно свежий. Вообще, поморские кресты — это дань традиции. В старину помор ставил крест по разным случаям: потрепала ли его буря в море, да смилостивившись, отпустила; по удачному улову, обету и пр., причем любой такой крест составлял собою средство навигации — его стороны всегда ориентированы в стороны полюсов.

Пока мы собирали лагерь, прилив сменился отливом, стало слегка штормить, поднялся ветерок и морось — все это прямо говорит о скорости наших сборов ;). Хотя, не буду лукавить, в этот день мы выехали раньше обычного, в 12:20.

Расстояние от Эйны до Большого Озерка — плевое дело, проходится быстро. Только вчера, на базе метеорологов, я разговаривал с бывшим военным, служившим здесь, на Озерка до расформирования и консервации. Люди ушли, и жизнь ушла отсюда вместе с ними. Безотрадно и жутковато смотрят на путника черные глазницы заброшенных зданий. Здешний климат очень быстро пережевывает все созданное человеком. Может, это и к лучшему, кто знает?

Мы быстро проезжаем полуостров Средний по восточному берегу, с ходу берем Муста-Тунтури и выкатываемся на «пароварку». Это нарицательное название немецкой тыловой дороги. На старых немецких картах значится поселок Porovaara у Печенгской губы, и по его названию дали имя этой дороге. Другое название «Shwabenweg», швабская дорога.

Это была немецкая артерия снабжения. Начало она брала из Петсамо (ныне Печенга) и выходила на хребет Муста-Тунтури. Вдоль дороги имелась линия телеграфа. Интересное дело: ни для кого не секрет, что немцы — хорошие инженеры-строители, и во всем знаю толк и расстановку. Так и здесь. Из Петсамо шла линия канатной дороги снабжения до Новой Титовки, откуда шли два уса, один на Муста-Тунтури, другой... дай Бог мне памяти — забыл.

Дорога, несмотря на семь десятков лет, легших на неё без всякой жалости, в неплохом состоянии. Много промоин — ничего не попишешь, вода камень точит. Сгнили и развалились мосты.

Местами эти мостики приходится объезжать стороной.

На такие только легковушка влезет:

Дорога петляет меж сопок, то спускаясь, то поднимаясь, и с высоких точек можно оглядеть вид каменных пустыней на многие километры вокруг:

Фотостоп:

Спустя сорок с небольшим километров от Муста-Тунтури, «пароварка» входит в зону леса, спускаясь к Печенгской губе:

Вот тут есть одна загвоздка: дальше лежит через брод, а за бродом — военный полигон-стрельбище. Солдаты в оцеплении говорят нам, что стрельбы продлятся до 21 часа. Почти три часа коротаем на берегу, готовя и кушая рыбу на углях. Оцепление тем временем снимают, стрельбы прекращаются, но теперь надо ждать куйпогу (малую воду). На прилив брод не взять — ватерлиния по крышу.

Ждём еще полтора часа и пускаем штурмана мерить брод:

Вот теперь ничего, едем!

Брод проехали на раз, проехали и полигон. И хоть кому-нибудь было б интересно — нет, даже КПП пуст. Заехав в уже затемно в Печенгу, мы отправились в один из каких-то ЗАТО и там ночевали.