Полная Чухлома 2011. День 1.
Утром мы довольно быстро собрались. Половина лагеря к 10 утра уже вышла на маршрут. Экипажей в этом году набралось очень много. 144 экипажа – основная группа, помимо этого организаторы устроили “Альтернативную Чухлому”, для тех, кто не вошел в основной состав.
Перед выходом на маршрут, в начале дня, надо получить у организаторов на выезде из лагеря дорожную карту, путевой лист с координатами и краеведческую информацию. Еще надо забрать свой номерок со стенда и вернуть в конце дня в следующем лагере.
Это наш Террано с позывным “Гризли” и Патруль “Гномы”, еще один Патруль “Эвэй” вне кадра.
Машина на время экспедиции становится общей, командность и слаженность – основа удачного прохождения маршрута. Название нашей команды не хитро и символично для этих мест – “Медведи”.
Практически сразу после выезда из лагеря начались грязевые ванны. Пока еще полные уверенности и какой-то молодецкой горячности, пытаемся сходу проходить грубокие лужи. И начинаем плотно сидеть.
Лебедимся, подтягиваемся, и потихоньку все ползем. Летом мы поставили на наш Патруль стальную защиту днища, которая зачастую очень помогала. Там, где “Гномы” на Патруле со слегка поднятой подвеской садились на мосты, мы проезжали на этой защите, как на санках по грязюке.
Гризли тоже не отставали, проходя все сходу, что при их габаритах было благоразумно.
И вдруг резко грязь закончилась, глина сменилась песком. Ровно по нитке нашего маршрута пролегает линия когда лежавшего здесь ледника. То есть, к северу некогда все было покрыто сплошным ледяным панцырем, вздыбившим местами рельеф, и оставившим озы, – по эту сторону растет непроходимая тайга; к югу же земля была свободна ото льда, – здесь можно видеть более привычный смешанный лес Средней Полосы.
Природой здесь можно любоваться бесконечно. Не знаю, во мне ли дело, черпающем вдохновение в природных красотах, и отдавшему всю свою любовь бесконечным лесам, полям и степям и горам нашей прекрасной планеты. Но мне кажется, многие меня поймут. Это чудесное и завораживающее зрелище.
Вскоре мы подрулили к реке, отмели которой – песчаные дюны-наволоки.
А стоит немного отойти в лес, и ковер тайги стелится под ногами.
Тем временем мы подъезжаем к очередной точке на нашей карте. Кажется, это были гаражи для самоходных ядерных пусковых установок. У нас здесь перекус.
Так уж природа устроила, что световой день сейчас короток, поэтому приходится не задерживаться и ехать дальше. Форсируем небольшую канаву. Для Патрулей это не так просто, учитывая их длинную базу и массу (3+ тонны в загрузке). Пользуем мозг и лебедку и выскакиваем.
Пески и супеси отдают свое место топкому болоту. Здесь проплывший мимо Патруль основательно заливает меня с фотоаппаратом болотными вкусностями.
Гризли – молодцы, выбираются из жижи сами. И уезжают вперед.
Пару сотен метров я иду пешком по невероятной красоты тайге.
Лес сменяется полем, поле – тайгой, день – сумерками.
Подъезжаем к первому броду. Неглубокая, одинокая в лоне тайги речушка режет дорогу пополам. Сложность здесь в подъездах к ней. Снова длинная база Патрулей, или как их еще называют, “автобус”, не позволяет нам взять его с наскока.
На выезде мы бросили два “сэндтрека” – гофрированные листы стали, для лучшего сцепления. Гномы по-заправски решили прыгнуть через “горб” берега. Кхм… прыгать… 3 тонны веса… В общем, они сели на брюхо и лебедились, но прошли очень шустро. Бойцы!
Второй Патруль пошел аккуратней, но сильно забрав вправо, в попытке зацепить неразъезженный грунт, разбортировалось переднее правое колесо.
Мы попытались бортировать баллон бензином, но из-за набившейся за обод грязи, этого не удалось. Еще впопыхах и шланг спалили от компрессора.
Стемнело и заниматься шиномонтажом стало совершенно не удобно. Ставим запаску и прем дальше.
Второй брод не заставил себя ожидать. Это уже посерьезней. Река, метров двадцать шириной навскидку. Штурманы в забродных сапогах идут искать фарватер, рискуя в ледяной воде оставить мир без потомства.
Гномы съезжают в брод и успешно его проходят.
Второй Патруль проходит брод также удачно. Я сидел на броне и снимал видео:
А вот Гризли на выезде с брода… заглохли. Мы стремительно теряли время, пытаясь вытащить их. То лебедку закусило, то размотался весь трос.Террано тем временем залило по самые сиденья. Но наконец-то мы зацепили его и потихоньку потащили наверх.
Все, ребята подмокшие, но не раскисшие были вытащены. Некоторое время мы постояли на берегу – Гризли разложили полиэтилен на мокрые сидения, слили воду из салона. Машина завелась, электрика и электроника цела.
Что было дальше? Дальше я убрал фотоаппарат подальше, времени на него не было. Мы-то думали, что самое сложное позади, а вышло наоборот. В дорожной карте разметка трасс обозначена цветами: зеленый – простая укатанная дорога, желтая нить – умеренные участки с грязью и и колеями. Но есть еще красные нитки и красный пунктир – самые сложные участки, требующие шевеления мозгами и беготни с лебедкой. Этот самый красный участок теперь маячил перед нами. Глубокие лесовозные колеи от “Уралов”, оказываются совершенно непроходимы для вроде бы проходимых внедорожников. Приходится проводить разведку и вести машину, стараюсь не съехать в колею. Начались пробки.
Можно выйти и посмотреть на звездное небо, на эти рассыпанные бриллианты над Костромской тайгой, на вечность, созданную творцом.
Колонна медленно, но двигалась, буквально отвоевывая метры у этой топкой грязюки. Начала чувствовать усталость. Я стал помогать Гризли работать лебедкой, так как они ниже Патрулей и часто садились на брюхо. В какой-то момент я зацепил трос за вроде бы крепкую и толстую ель, но чуть натянувшись, она с треской вырвалась из рыхлой земли и полетела в капот Террано. Я лишь немного успел её столкнуть в сторону от машины, так что дерево промяло левое крыло и упало на землю.
Садился и наш Патруль, работали лебедкой и лопатой. Проехали непростой участок с хлипким и узким мостом, где русло реки создало глубокий овраг с грязюкой. В очередной пробке ребята на УАЗике указали нам на спущенную запаску, помогли забортировать слетевший в первом броде баллон и вытянули у нас две машины. Отчего скуден так русский язык словами благодарности, ибо я не нахожу сухое “спасибо” достойным быть наградой нашим помощникам.
Но не далеко мы уехали с последней остановки, что-то вдруг случилось с Патрулем Гномов – он заглох и совершенно не хотел заводится. Грешили на кончившийся генератор и севшие в результате этого аккумуляторы (а их два). Шаманили некоторое время, меняли батареи, прикуривали, но результата – ноль. Уставшие и вымотанные за долгий день, мы приняли решение ставить лагерь здесь и разбираться поутру.
Ощутимо похолодало, –3 на термометре. Почти в 3 ночи мы ставил палатки, готовим ужин, и подбадривая друг друг кушаем. Ложимся спать. Завтра будет завтра.
Продолжение следует!
NB! Хочется выразить благодарность компании "Созидание" и лично Архипчуку Валерию за помощь в организации экспедиции! Наша страна огромна и прекрасна, вместе мы сможем увидеть и передать всем то, что остается за кадром и то, чего многие не видели и даже не подозревали.