На юг на электричках! Часть 1. Путь на юг.

К поездке я готовился заранее. Это одна из немногих поездок, случившихся неспонтанно. Мною были разведаны все... почти все участки пути. Маршрут обещал быть таким: Москва → Рязань → Мичуринск → Воронеж → Лиски → Россошь → Чертково → Ростов-на-Дону → Краснодар → Горячий Ключ → Адлер и обратно так же. Неизвестным мне только оставалось наличие пригородных на участке Ростов → Краснодар, но это не смущало. Я заранее посчитал «волну» до Ростова и собрался в путь.

10 июля, пятница.

Я выехал на дневной, 15:27, электричке в Рязань. Поскольку была пятница, народа, конечно, мало быть не могло. Электричку подали за 15 минут до отправления, когда на перроне скопились изрядные массы дачников и прочих масс людей. Я всё-таки занял место в последнем вагоне, многие стояли. Было довольно жарко. Часть покинула вагон на пл. 47 км, основная часть слезла в Голутвине. Стало свободней, но не легче, ибо минут за 20 до прибытия на соседнюю лавку со мной уселся совсем нетрезвый несознательный пассажир. Он сильно докучал соседним лавкам, потом переключился на меня, за что был вышвырнут в сторону тамбура. Ну совсем он оказался нехороший.

В Рязани я сошёл и пешком доковылял до Рязани-II, именно доковылял, потому как чувствовал себя плохо, была температура. Вокзал Рязань-II снаружи выглядел совсем по-советски, да ещё вдобавок ветхо. Я взял билет, но не до Мичуринска, а только до Кочетовки, сказав «техническая особенность такая».

Посидел с полчаса на вокзале, в зале ожидания. Кстати, зал ожидания внутри оказался свежеотремонтированным, не помню были ли там кондиционеры. Ходили дети цыганской внешности, попрошайничали. Стал следить за своими карманами. Так вот эти полчаса в зале ожидания я просидел вкушая хлебобулочные изделия местного производства, а надо было занять место в мичуринской электричке. Когда я нашёл состав (это был ЭД9М, старый знакомый по СКЖД), до отправления оставалось 3 минуты, свободных мест практически не наблюдалось. Всё же нашлось место в первом вагоне, я уселся, даже развалился. Через час в вагоне образовалось много места, за счёт слива дачников на близлежащих к Рязани станциях. Я уселся у окошка чтобы наблюдать закат и сумерки. Здесь он был прекрасен: слева — темно-синие облака с алым отливом, справа — легкие воздушные кучевые облака странных форм в багряно-синем цвете заката.. И поля, поля...

В 22:40 электропоезд прибыл в Ряжск, стояли полчаса, пропускали поезд дальнего следования. Я вышел, прошёлся вдоль вагона. На вокзал заходить не стал, ограничился внешним осмотром. На соседнем с электричкой пути стоял ВЛ-80, отцепленный. Долго и шумно проверял тормоза. Вернувшись в вагон, я обнаружил, что здесь наступила демократия — все пассажиры (человек 5) как один лежали на лавочках и спали. Я последовал этому примеру, перед этим немного поев бутербродов, приготовленных дома.

11 июля, суббота

Я проснулся, скоро конечная. Голову ломило, а ничего от таких болей не брал. Около 2 часов ночи электричка прибыла в Мичуринск, я сразу пошёл на вокзал, где взял билет. Около главного входа мне повстречались парень и девушка весьма потрёпанного вида — оказалось с моря едут, причём уже третьи сутки. Долго, однако! Парень, узнав, что я весь путь собираюсь проделать на электричках, стал отговаривать — мол, в Лисках выходи на трассу, быстрее доедешь. Принял к сведению.

В 02:30 я расположился в зале ожидания — платном, зато бичей нету. Но есть калдыри, пили они водку очень неумеренно и уснули в таких позах, которые йоги себе даже не представляли. Я тоже подремал. В 03:30 меня разбудила бабка, которая была вахтершей этого зала ожидания. Я прежде сказал ей, что еду на Воронеж. Она сказала на какой путь будет подан состав. Я поблагодарил и, купив чаю, пошёл искать. На выходе мною поинтересовался сотрудник внутренних органов, спросив «Куда едешь?». «В Воронеж.» — он отстал, не проверяя документы. Ход его мыслей я понял - «ну в Воронеж, так в Воронеж, там тебя и примут если надо, что мне утруждать себя». Во всяком случае такой у него был вид в тот момент.

Минут 10 я блуждал, пока не нашёл нужный путь и сел на собаку. Внутри было ещё темно, напротив села женщина лет 50, поинтересовалась, куда я еду. Узнав, что так далеко, стала распрашивать про «волны», я дал ей переписать расписание из своего блокнота. Она тоже хотела съездить таким образом. Верной дорогой, идёте, товарищи! Вскоре поезд тронулся и я, постелив пенку на лавку, уснул.

06:30 Проснулся от шума — действительно, народа в электричке прибавилось, пришлось свернуть место ночлега и скукожиться в уголке — мест не осталось. Долго стояли на Графской, пропустили поезд дальнего следования. В состав 08:30 прибыл в Воронеж. Я зашёл на вокзал, сверил расписания — всё правильно, до электрички на Лиски ещё час, его я скоротал прогуливаясь по привокзальной площади и сидя на перроне 1 пути, в тени, так как солнышко в столь ранний час уже поджаривало.

Время подошло быстро и я отправился на нужную платформу через подземный переход. На выходе был обнаружен злой перронный контроль. Стреножил их билетом. Электричкой оказалась снова ЭД9М, в ней было немноголюдно и душно. Это, пожалуй, самый приятный участкок пути — здесь перегоны очень длинные, по 20-30 минут, станций мало и скорость высока. Но всё равно, ни постоянное движение, ни открытые окна во всём вагоне не уменьшали той адской жары. Солнце вышло высоко в небо и люто жгло. Люди в внутри вагона походили на оплавленные свечи, я не исключение.

В Лисках я узнал, что на Россошь пойдёт этот же поезд, но под другим номером. Это хорошо. Неохото покидать насиженное место. Жара просто свирепствовала, мне даже не запомнилась дорога от Лисок до Россоши, ехал как будто в беспамятстве.

В Россоши меня ждали новости — электричка на Чертково только в 20:37, сейчас всего 13:15. На вокзале я обрёл спасительную прохладу, но здесь было многолюдно. И вообще он походил на проходной двор. Я решил прогуляться по городу. Какими-то окольными путями я вышел к магазину, купил воды и узнал, что поблизости есть река. Мне рассказали, как пройти. Благо, оказалось недалеко — через 2,5 километра вышел к пляжу, но решил сейчас не купаться. Я повернул вправо и остановился в километре от этого пляжа, расстелил пенку в тени дерева и подремал пару часов.

Уснуть никак не удавалось, рядом то и дело проезжал трактор, косивший поле. Даже в тени жара настигала — я собрался и пошёл купаться. Шёл через поле, под ногами была свежестриженная трава и потрескавшийся чернозём, прям пустыня! На пляже было человек 6, но речка имела вид совсем неприглядный — она обильно цвела. Впрочем, мне было всё равно. Купающиеся все продукты цветения отогнали далеко от берега. Я занынул, вода оказалась весьма и весьма бодрящей, — то что доктор прописал. Я сделал несколько заплывов, в промежутках обсыхая и поджариваясь на солнце и вернулся на вокзал прежним путём.

До электрички оставалось ещё 2,5 часа, в это время я нашёл поблизости дешёвую столовую, где за 50 рублей наконец отведал нормальной пищи. После трапезы я сидел у вокзала. Погода смилостивилась, были тучи, закрывшие солнце, серые, но не грозовые. Дул тёплый ветер. Так я дождался электропоезда и уехал из этого славного города.

12 июля, воскресенье

Почти весь путь я проспал, проснувшись только в Кантемировке (не помню точно), где стояли долго, около 20 минут. Потом снова уснул и проснулся только на подъездах к Чертково. За время сна в вагоне образовалась компания личностей бомжеватого вида, да ещё и сильно выпимших.

Чертково — любопытное место, граница России и Украины. По левую сторону путей — поселок Чертково Ростовской области, по правую - поселок Меловое Луганской области. Как следствие, на станции обитает некоторое количество погранцов.

Прямо на выходе из вагона у меня попросили документы, я ничего против не имел и дал паспорт. Страж порядка бодро взял и положил его в задний карман, потом принялся принимать тех личностей из вагона. Их ему скидывал коллега из тамбура, некоторых сопровождая пинками. Вышедших слегка окучивали дубинкой, как видно, не впервой уже, и отправляли на вокзал. После этой процедуры милиционер спросил, куда я еду и отдал паспорт не проверяя. Я расположился на вокзале, весьма вшивом внутри, и, расстелив пенку на сиденьях уснул. Спал почти 3 часа, иногда просыпаясь под грохот товарняков. К 3 ночи подали электричку на Ростов, ускоренную, как следовало из расписания. Несморя на ускоренность, шла она без малого 6 часов, 4 из которых я дремал. Прошли 3 бригады контроллёров, всё время бесцеремонно будили. Наконец, стало светло и я окончательно проснулся около Каменска-Шахтинского.

В Ростов поезд прибыл вовремя. Оказалось, что пригородный вокзал стоит особняком от основного. На платформе был перронный контроль, даже на выход. Но был весьма снисходителен. Я зашёл на вокзал, здесь ждали новости — электричка на Краснодар отправлялась только в 16:30. Я взял билет, немного посидев, пошёл в город.

Покинув вокзал, я тут же понял, как жарит солнце. Я зашёл на основной вокзал, посмотрел все это стеклянное чудо. Здесь было прохладно и комфортно, но сидеть 6 часов меня не устраивало. На трамвае я доехал до рынка, покушал в столовой и пошёл искать краеведческий музей. Долго ходить не пришлось, уже через 20 минут он предстал передо мной. Но здесь сидели на страже мерзкие бабульки, которые на мои просьбы оставить у них рюкзак категорически отказывали. Мол, «иди, на вокзале в камеру хранения положи». «Ну к чёрту вас!» — подумалось мне. Я пошёл обратно, по пути купил лоскут белой ткани для банданы. Моя черная в такую погоду оказывала медвежью услугу.

Вернувшись на вокзал я уселся в зале ожидания и стал отрезать лоскут. Удивительно, но только с помощью ножа мне удалось отрезать очень ровный квадрат. Тут же начал штопать края, чтобы не разошлись. Занятие это долгое и кропотливое. Как раз убило два оставшихся часа. Объявили пригородный на Краснодар, я вышел на платформу. Скоро состав подали, начался штурм. Несмотря на то, что это был экспресс и у каждого в билете был номер сиденья, то есть гарантия сидячего места, народ ломил в вагоны.

Внутри оказалось просто адски жарко, да ещё и место у меня было прямо у солнечного окошка. Я закрыл его шторкой, но это мало помогало, сам вагон походил на микроволновку, а пассажиры — на готовый продукт. Народная мудрость гласит: «пар костей не ломит». На соседнее со мной место уселась молодая симпатичная девушка, мы познакомились и разговорились. Ехать было не так скучно. Перегоны между станциями были велики и скорость тоже. Обдувал хоть и горячий, но спасительный ветер, рвущийся в окошки. За Староминской народа стало больше, набрался сначала целый тамбур стоячих, потом некоторые прошли в салон. Вскоре солнышко стало поджаривать меньше и всё ниже и ниже склонялось к горизонту, красиво освещая предзакатными лучами кубанские поля.

В Краснодаре я попрощался со спутницей и пошёл на вокзал. Сначала не мог разобраться, так оказалось что вокзал разделён на 2 части — южную и северную, для поездов дальнего следования и пригородных соответственно. Расписание гласило «сегодня ты море не увидишь», впрочем я и не торопился. Ночевать остался на вокзале, на 2 этаже в зале ожидания, но сначала немного прогулялся по городу и зашёл в магазин взяв еды. Вернувшись на вокзал мне жутко захотелось устроить помывку, ну или хотя бы ополаскивание, поскольку за сегодня с меня сошло уже далеко не 7 потов. Я прошёл в туалет, заболтав бабку и прям в раковине ополоснулся по пояс. Бабка эта, услышав подозрительные хлюпания и бурные потоки воды всполошилась, но успокоилась, узнав откуда я еду и как прошёл день. На ночь я уже знакомым способом расстелил пенку на сидушках и улёглся. Спалось благодатно, но среди ночи меня разбудили двое милиционеров. Что они хотели — я в тот момент как не пытался, понять не мог спросонья. Оставили в покое.

13 июля, понедельник

Сон мой прервал будильник в 6 утра, неплохо получилось, я 5 часов поспал и чувствовал себя бодро. Взял билет на Горячий Ключ → Адлер. Поезда я ожидал на платформе. Каково было моё удивление — это был «круглолицый» ЭР-2! Отремонтированный и перекрашенный. Он довёз меня до станции Горячий Ключ, где была пересадка на такой же до Адлера. (Зачем, интересно? Смена питания?) После Горячего Ключа начались горы, рядом с путями неотлучно шла речка, потом скрылась из виду. Так доехали до Туапсе. Море...

От Туапсе поезд ползёт жутко медленно, но это компенсируется хорошими видами из окна. Крутые уступы, море — кто ездил, тот знает. В Адлере я сразу переоделся и оставил рюкзак в камере хранения. Куда идти? Конечно на море! Я дошёл по пляжа минут за 20, нашёл более-менее свободный участок и ,кинув шмотки, занырнул в воду. Солнышко жарило, вода +25.

Я не сторонник валяния на пляже, хотя сейчас был не прочь отдохнуть, но всё-таки пошёл гулять. Пройдя по всей набережной и побродив по городу я вернулся к морю. Откуда-то налетели грозовые тучи и сильный ветер. Закат. К половине восьмого море разбушевалось и наступил самый интересный и приятный момент поплавать. Я сделал несколько заходов покупаться и сел обсыхать, как море вдруг выбросило совсем большую волну, замочив меня и сухие вещи, хотя я был далеко от кромки моря и ни одна прежняя волна не добиралась до меня ближе, чем на 10 метров. Пришлось обсыхать. Я ещё раз прошёлся по набережной и постоял на пирсе, любопытно было смотреть на бушующее море, потом пошёл на вокзал.

К 23 я дошёл, забрал вещи и прилёг на лавочке, в темноте. Надеялся немного подремать, но через 20 минут меня разбудили первые капли дождя. Поспешно собравшись, я перебазировался на вокзал. Оказалось, очень вовремя! Буквально через минут небо разорвал гром и хлынул ливень, да такой силы, что через 5 минут вода лилась через порог зала ожидания. Дождь продолжался с полчаса, я пару раз вышел проверить силу ливня и промок, даже стоя под крышей из-за сильного ветра. Естественно, народа на вокзале в этот промежуток скопилось великое множество и надежды на то, что я найду место растворились. Впрочем, через эти полчаса дождь прекратился, будто кто-то завернул вентиль, в момент. Но народ покидать зал ожидания не торопился в ожидании поезда Адлер → Пенза, отправлявшегося через час. Я снова расположился на лавочке, но через 15 минут объявили пригородный на Туапсе. Я вроде не собирался покидать Адлер, но подумав «а что здесь делать?», поехал в Дагомыс. Сел в последний вагон, народу было мало, все спали на деревянных лавках. Перед отправлением по составу прошёл контроллёр и, сделав свою работу, улёгся на лавочку спать. Я спать не стал, так как сильно устал и опасался уснуть до самого Туапсе.